Что такое транспортный налог, кто его платит, как начисляется и от чего зависит?

Читать: 9 минут Добавить в закладки

Налоги являются основным доходом бюджетной системы РФ на всех уровнях, а для налогоплательщиков они представляют обязательный и безвозмездный платеж в пользу государства. Именно в связи с популярностью автомобилей и ростом их количества транспортный налог платит огромное количество человек, поэтому следует знать всю информацию о том, как он появился, как рассчитывается, от чего зависит и кто должен платить.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-38-65. Это быстро и бесплатно!

Скрыть содержание

      

Определение и характеристика

Под транспортным налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж в пользу государства, взимаемый с владельцев транспортных средств.

История развития в России

С понятием «транспортный налог» граждане РФ знакомы, его введению уже много лет, однако за все время своего существования данный налог потерпел серьезные изменения. Рассмотрим историю развития и совершенствования налогообложения транспортных средств в России.

В декабре 1993 года Б.Н. Ельцин подписал указ № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней». Это был первый транспортный налог в России и взимался он только с юридических лиц. Причем объектом налогообложения являлись не транспортные средства, а фонд оплаты труда предприятия (согласно подпункту «б» п. 25 Указа).

Налог на транспорт имел свои плюсы и минусы, взимался вместе с налогами, направленными в дорожные фонды до 15 ноября 1997 г., после чего был отменен Указом Президента РФ от 15.11.97 № 1233.

Помимо налога на авто, законом «О дорожных фондах в РСФСР» предусматривался налог для ЮЛ за пользование автомобильными дорогами. Размер такого платежа составлял 0,4% от величины выручки. Статьей 6 данного закона был также предусмотрен налог с владельцев ТС.

Это был ежегодный платеж в бюджет для физлиц и юрлиц, независимо от формы собственности, а также для иностранных ФЛ и ЮЛ и лиц без гражданства, имевших во владении автомобили, самоходные машины и другие транспортные средства. Размер платежа определялся в зависимости от количества лошадиных сил ТС.

Также закон «О налогах на имущество физических лиц» предусматривал налог для ФЛ, имевших в собственности водный или воздушный транспорт. Размер такого платежа зависел от мощности мотора.

Можно отметить, что ранее действовавшее законодательство предусматривало несколько транспортных налогов, отличавшихся по своей структуре. Такое разнообразие приводило к путанице в процессе налогообложения автомобилей и элементах налога, как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов.

Суть, значение и действие

Современный единый транспортный налог является поимущественным и имеет строго определенный объект налогообложения – ТС, зарегистрированные за организациями и гражданами РФ.

Госналог на автомобили является основным финансовым источником для строительства и ремонта автомобильных дорог, а также улучшения и развития дорожной инфраструктуры.

Это какой вид: прямой или косвенный?

Налог на транспорт является прямым налогом, так как в данном случае правообладатель (владелец автомобиля или иного ТС) и налогоплательщик совпадают.

Куда относится и в какой бюджет идет: местный, региональный или федеральный

По принадлежности к уровню управления это региональный налог. Согласно ст. 56 БК РФ, транспортный налог полностью зачисляется в бюджет субъекта РФ (край, область, республика, автономный округ и автономная область).

Что является источником?

Источником для выплаты этого платежа являются денежные средства от продажи транспортного средства или другого имущества, доход от использования ТС, а также иной доход налогоплательщика.

Разница с обложением имущества

Облагаются ли в РФ личные автомобили и другие транспортные средства налогом на имущество? Статья 130 ГК РФ однозначно определяет, что легковые автомобили и другой вид транспорта в России признаются движимым имуществом, на которое с 1 января 2013 года налог был отменен. В связи с этим ответ на вопрос напрашивается сам собой.

От владельца транспортного средства требуется оплата только транспортного налога, так как объектом налога на имущество, как правило, является только недвижимость.

Безусловно, существуют и исключения, которые облагаются имущественным налогом, но вряд ли какие-либо из них есть в собственности у граждан, да и далеко не каждая организация может позволить себе иметь в собственности такие транспортные средства. Речь идёт о космических ракетах, водных судах и самолётах, подлежащих госрегистрации.

Законодательство

Данный налог регламентируется 28 главой НК РФ, а также законами субъектов РФ. Это обязательный к уплате платеж на территории соответствующего субъекта.

Субъекты РФ обладают «рамочной» самостоятельностью, то есть они вправе выбирать ставки и порядок уплаты данного фискального платежа в пределах, закрепленных в НК РФ. Помимо того, региональные власти могут вводить льготы с указанием оснований для их применения.

Кто является плательщиками за авто?

Налогоплательщики определены ст. 357 НК РФ. К ним относятся ФЛ и ЮЛ, на которых зарегистрированы транспортные средства.

Объекты

Объекты регламентируются ст. 358 НК РФ. К ним относятся:

  1. автомобили;
  2. мотоциклы;
  3. автобусы и разные самоходные машины;
  4. вертолеты;
  5. теплоходы;
  6. самолеты;
  7. яхты;
  8. катера;
  9. парусные суда;
  10. снегоходы;
  11. моторные лодки;
  12. гидроциклы и другие водные и воздушные ТС.

Согласно законодательству налогом не облагаются:

  • весельные, а также моторные лодки с мощностью менее 5 л.с.;
  • легковые авто с мощностью менее 100 л.с. или специально оборудованные для инвалидов, полученные через органы социальной защиты населения;
  • промысловые, а также отдельные виды пассажирских морских и речных судов;
  • специальная техника (тракторы, молоковозы и т.д.), используемая для производства сельскохозяйственной продукции;
  • ТС, которые находятся в розыске;
  • ТС санитарной авиации;
  • морские буровые установки и суда.

От чего зависит сумма денег за машину в год?

Величина налога может варьироваться и зависит от нескольких факторов: налоговая база и ставка, право на налоговые льготы, тип ТС и наличие повышающих коэффициентов.

База и ставки

База определяется ст. 359 НК РФ. Она может отличаться в зависимости от типа ТС. Так, для автомобилей с двигателем (самый распространенный случай), база будет равняться количеству лошадиных сил. В отношении водного и воздушного ТС база будет определяться либо как валовая вместимость либо как единица ТС.

Определение налоговых ставок входит в компетенцию субъектов РФ. Ставки зависят от возможных вариантов налоговой базы: от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости ТС в расчете на одну л.с. мощности двигателя и т.д. Базовые ставки прописаны в пункте 1, статьи 361 НК РФ.

Субъекты могут изменять (в большую или меньшую сторону) ставки, но не более чем в 10 раз, поэтому в соседних регионах они могут существенно отличаться. Помимо этого возможна дифференциация ставок в зависимости от категории ТС, его возраста и эко-класса.

Всем ли надо платить за легковой автомобиль: льготы

Льготы на оплату данного дорожно-транспортного налога могут предоставляться как на федеральном уровне, так и на региональном. Федеральные льготы предусмотрены для:

  1. героев СССР и России;
  2. инвалидов и ветеранов ВОВ;
  3. военных пенсионеров;
  4. опекунов и приемных родителей;
  5. одного из родителей ребенка-инвалида;
  6. инвалидов 2 группы;
  7. владельцев ТС с объемом двигателя менее 70 л. с.;
  8. одного из родителей в многодетной семье;
  9. ликвидаторов последствий техногенных аварий – на ЧАЭС, ПО «Маяк»).
Региональные льготы вводятся по желанию властей субъекта РФ. Так, налоговая льгота для пенсионеров по транспортному налогу в каких-то регионах сильно урезана, а в каких-то совсем отсутствует. Поэтому в двух соседних регионах размер сборов может иметь существенную разницу.

Тип ТС

Согласно НК РФ различие налоговых ставок зависит от типа ТС, а не от категории (A, B, C, D, прицеп), как многие привыкли думать. Помимо того, внутри каждого отдельного типа ТС ставка также варьируется в зависимости от мощности, валовой вместимости или силы тяги, однако наблюдается общая закономерность – с увеличением мощности ТС происходит и пропорциональный рост ставки на каждую лошадиную силу.

Наименьшую ставку имеют мотоциклы и мотороллеры. Самая высокая ставка определена для водного и воздушного транспорта. Легковой и грузовой транспорт не может иметь ставку менее 2,5 рублей за лошадиную силу.

Повышающие коэффициенты

Окончательный размер фискального платежа сильно зависит и от повышающего коэффициента (иногда его также называют платой за роскошь). Он рассчитывается налоговыми органами субъектов РФ в зависимости от стоимости и возраста ТС.

Повышающие коэффициенты применяются только для тех ТС, стоимость которых превышает 2 миллиона рублей.

Согласно п.2, ст. 362 НК РФ, в случае применения повышающего коэффициента величина налога на транспорт умножается на:

  • 1,5, 1,3 или 1,1, если средняя стоимость ТС составляет от 3 до 5 млн руб., а возраст не превышает одного, двух или трех лет соответственно;
  • 2, если стоимость ТС от 5 до 10 млн руб., а возраст не превышает 5 лет;
  • 3, если стоимость ТС от 10 до 15 млн руб., а возраст не превышает 10 лет или же для ТС средней стоимостью более 15 млн руб. и моложе 20 лет.

Как берется?

Периоды

Налоговый и отчетный периоды, которые не равны между собой, определены статьей 360 НК. Налоговый периодом, что признается законодательством, составляет один календарный год. Отчетный же период намного короче и актуален только для ЮЛ – для организаций отчетным периодом признается первый, второй и третий квартал.

Пункт 3 статьи 362 НК определяет, что в случае регистрации ТС и снятия с нее в течение налогового периода налог будет насчитываться только по количеству месяцев фактического владения. Для целей расчета учитывается коэффициент, определяемый как отношение числа полных месяцев владения и эксплуатации ТС к общему числу календарных месяцев в налоговом периоде.

Месяц регистрации ТС, а также месяц снятия ТС с регистрации принимается за полный месяц владения.

Например, если налогоплательщик снимает ТС с регистрации 22 апреля 2019 года, то налог за использование личного автомобиля будет исчисляться за 9 полных месяцев.

Порядок исчисления суммы для физических и юридических лиц

Порядок регламентирован статьей 362 НК РФ и имеет принципиальные отличия для ФЛ и организаций.

Начисление фискального сбора для ФЛ производят налоговые органы на основании предоставленных документов. Величина платежа, подлежащая уплате в бюджет, определяется как произведение налоговой базы и ставки. В случае наличия повышающего коэффициента предварительная сумма умножается еще и на коэффициент.

ЮЛ должны самостоятельно рассчитывать величину налога и размер авансовых платежей. Размер фискального сбора в бюджет от налогоплательщиков-организаций равен разнице между общей величиной налога и суммами авансовых платежей, которые уплачивают в бюджет по истечении каждого отчетного периода. Размер авансового платежа равен одной четвертой (исходя из количества кварталов в налоговом периоде) произведения налоговой базы и ставки с учетом (если требуется) повышающего коэффициента.

Как и когда нужно перечислять средства?

Порядок и сроки годового налога на автомобиль определяются статьей 363 НК РФ и имеют разницу в зависимости от налогоплательщика: физическое или юридическое лицо.

Физические лица в РФ обязаны уплачивать годовой налог на авто не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления.

Налогоплательщики-организации вносят авансовые платежи по налогу в течение налогового периода, по истечении которого они уплачивают «оставшуюся» сумму.

Декларация

Ежегодно по истечении налогового периода ЮЛ должны предоставить в налоговую инспекцию (как правило, в ближайшую) декларацию, где будут указаны полученные организацией доходы за период, а также возможные скидки и льготы. Сделать это необходимо не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Так, декларацию за 2018 год необходимо предоставить до 1 февраля 2019 года.

Проверка

Факт уплаты платежа за все предыдущие периоды и особенности начисления налогоплательщик может проверить в личном кабинете на сайте налоговой службы.

О сроках давности и амнистии

ФЛ не должны самостоятельно заниматься расчетом транспортного налога – от них требуется только своевременное внесение платежа в бюджет на основании налогового уведомления. В связи с этим возникают ситуации, когда налоговые органы не отправили уведомление по какой-либо причине или отправили на несущетсвующий адрес, а через несколько лет требуют уплаты налога за прошлые годы. В таком случае решающую роль играет, сколько времени прошло с момента неуплаты до настоящего момента.

В РФ срок исковой давности по уплате налога на транспорт равен 3 года.

Следовательно, в течение этого времени органы налоговой службы (ИФНС) могут предъявить свои требования о взыскании задолженности за неуплату налога, по истечении 3 лет претензии будут необоснованы и их следует обжаловать. В 2019 году налоговые органы могут отправить уведомление об уплате не только за 2018 год, но и за 2017 и 2016.

Вероятные изменения в законодательстве

В 2019 году идет активное обсуждение о замене транспортного налога на автомобиль на экологический и вводе нового налога – утилизационного.

Предполагается, что величина экологического налога будет зависеть от:

  1. Объема вредных выбросов во время эксплуатации ТС (чем больше выбросов, тем выше налог).
  2. Возраста авто (чем старше авто, тем выше налог).
  3. Эко-класса ТС (освобождение от сбора будут иметь электромобили).

В таком случае сумма налога на авто, несоответствующее действующему в России экологическому классу, будет умножаться на 1,5. Если авто соответствует – 1, если же машина совсем новая, а ее эко-класс превосходит существующую норму – 0,5.

Второй потенциальный сбор – утилизационный. Он также будет отягощать налоговое бремя и распространяется на машины старше 5 лет. Так, на машины возрастом от 5 до 10 лет базовая ставка дорожного налога будет умножена на 1,75, на авто от 10 до 15 лет – на 2, и на 3 – для машин старше 15 лет.

Другие формы налогообложения транспорта

Помимо транспортного налога существуют и другие, менее распространенные налоги на доходы физических и юридических лиц, которые приходится платить владельцам ТС в определенных случаях:

  • Автоналог на ввоз в РФ. Как и любой другой товар, ввозимый на территорию страны, транспортное средство облагается внутренним косвенным налогом – НДС. Ставка НДС для транспорта является стандартной для данного налога и составляет 20% от суммы.
  • Налог на выигрыш автомобиля. Выигрыш в лотерею не обеспечивает абсолютно бесплатного получения автомобиля. Счастливчик обязан часть выигрыша в стоимостном выражении отдать государству в виде налога. Сумма и порядок оплаты зависит во многом зависит от вида лотереи, ее организатора, а также стоимости приза.

Налоговая система России уже много лет находится в стадии реформы, и сфера транспорта не является исключением – постоянно в различные периоды появляются новые изменения. Как правило, они нацелены на ужесточение налогового бремени и улучшение окружающей среды и дорожной ситуации. Поэтому, если вы желаете в скором времени приобрести транспортное средство или находитесь в процессе разрешения спорной ситуации, полезно знать все тонкости, касающиеся данного налога.

Интересное видео

Предлагаем посмотреть видео о транспортном налоге:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:
 
+7 (499) 703-38-65 (Москва)

Это быстро и бесплатно!
Комментарии 0
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Получите бесплатную консультацию прямо сейчас:
+7 (499) 703-38-65 Москва +7 (812) 309-96-87 Санкт-Петербург